Педагог-психолог

Как избавиться от тревожности: советы психолога

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция).

Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. 

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.

Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.

Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.

Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).

Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.

Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.

Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.

Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.

Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления — во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность…

В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.

Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) — это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.

Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.

Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.

Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».

Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  1. кожные аномалии (зуд, сыпь);
  2. изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  3. нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  4. диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  5. генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  6. вазомоторные явления (потливость);
  7. проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости.

Если вы решили  сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

Не переживайте по поводу того, что не произошло.

Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.

Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.

Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.

Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.

Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.

Никогда не замыкайтесь в себе.

Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.

Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);

отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);

снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);

продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);

наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);

физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);

временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);

проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger) и адаптированная Юрием Ханиным.

Методика Спилберга

Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент, и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.

Как снять тревогу и чувство страха? Сделай это упражнение!

Сегодняшняя наша тема, может оказаться для вас очень интересной, а главное  результативной, каждый день мы сталкиваемся с такими эмоциями как тревожность, страх, и эти эмоции могут засесть в нас и мешать нам жить качественно, т.к сталкиваясь с какими либо препятствиями мы боимся вновь пережить те или иные эмоции которые негативно когда то повлияли на вашу жизнь, поэтому как правило отступаем назад и остаемся на той же тропе и боимся с нее уйти. 

Вы знаете, чтобы поменять свою жизнь к лучшему, тоже нужно мужество!

 От этого зависит качество вашей жизни.

 Но если вы действительно мечтаете управлять своими эмоциями (а не эмоции вами), вы должны понять, что избавиться от страха или тревог, панических атак или вегето-сосудистой дистонии будет совсем нелегко. Они, как вирус на жестком диске компьютера , препятствуют качеству жизни в каждый отдельный момент.

Мы можем коснуться многих животрепещущих и захватывающих тем, но сначала надо сбросить балласт с ваших плеч, которого слишком много. Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Я понимаю, что очень сложно вновь погрузиться в свои страхи, комплексы, мысли и вновь переживать все это.

Вы задаёте себе вопрос: как снять тревогу и чувство страха ?

Представим себе, что мы находимся в полете над Карибским бассейном. Нашему судну, чтобы набрать высоту, потребуется огромное количество энергии. Но как только нужная высота набрана, самолет переходит в экономичный режим, спокойно и уверенно совершает свой полет. То же самое мы можем увидеть в вашем личном развитии!

Тогда давайте меняться прямо сейчас! Итак, как снять тревогу и чувство страха ?

Я познакомлю вас сейчас с очень специфическим методом, с которым можно работать над вашей проблемой. Лед тронулся! Давайте делать генеральную уборку в своей голове!

А именно, освободить место для новых моделей мышления и поведения, убирая старые, как ненужные вещи.Теперь настало время, когда вы должны принять решение.

 Если вы решили, я вас поздравляю!

Это может быть одним из самых важных решений в вашей жизни и совершенно изменит вас ,сделает вас счастливым человеком.

Ваша задача на сегодняшний день и на ближайшие несколько недель:

  1. I) Составьте список! Напишите все, что вам мешает жить нормально (Например:)

* Нервозность,

* Раздражительность

* Боязливость

* Недоверчивость

*Неуверенность в себе

  1. II) Возьмите этот список и на новом листе бумаги напишите первую проблему в качестве заголовка. Теперь тщательно обдумайте, задайте себе вопросы. Запишите ответы на эти вопросы:
  2. Что это за установка / абсурдность этой установки?
  3. Какие люди внедрили в меня эту веру , и являются ли они для меня образцом для подражания в этой области?
  4. Какой ущерб получаю я физически / эмоционально / духовно, если придерживаюсь этого убеждения?
  5. Какие преимущества у меня будут, если я освобождаюсь от этих моих тревожных убеждений?
  6. Каково это, когда я представляю себе, я был бы освобожден от этого тревожного чувства?
  7. Какие неудобства я испытываю финансово или при общении с моими близкими, когда придерживаюсь этого убеждения?
  8. Что я могу сделать конкретно, чтобы освободить себя от этих убеждений?
  9. Почему я не делал ничего раньше?
  10. Почему я решился сейчас и буду успешным?

 

Пожалуйста, ответьте на все эти вопросы! Вопрос 1-9 к каждой проблеме. Это поможет понять смысл и суть проблемы. Ваше подсознание содержит информации гораздо больше, чем вы могли бы себе представить. Та реальность, которую мы воспринимаем, управляется только с помощью фильтров, которые позволяют нам узнать только то, что находится “разблокированным ” в нашем подсознании.

Вся ваша жизнь определяется вниманием или фокусировкой на вещи и ситуации, на которые вы сознательно или бессознательно сосредоточиваетесь.

Если вы едете в синем автомобиле, то откроете для себя очень много синих автомобилей на дорогах, просто потому, что ваше внимание направлено на это в данный момент.

Как только вы начнете конкретными вопросами (Вопросы 1-9), проверять и ставить под вопрос свои прошлые убеждения, вы мгновенно разорвете цепочку замкнутого круга. Ваш мозг начнет наполнятся новой информацией на старом диске и понять как снять тревогу и чувство страха.

Организм использует много энергии, когда дело доходит до глубоких изменений, поэтому я рекомендую вам пройти это упражнение со всеми проблемными точками. Но не более чем одну в день.

Если вы чувствуете, что для выполнения этой задачи у вас недостаточно мотивации, у меня есть решение для вас: Начните именно с этой проблемы. Примените вопросы 1-9 к проблеме отсутствия мотивации.

 Попробуйте – это хорошо работает!

Я желаю вам только всего самого лучшего и успехов и понять как снять тревогу и чувство страха!

 

Что делать, если ребенок попал в плохую компанию.  

 Спокойный и послушный ребенок стал огрызаться, задерживается после школы, у него появились от вас секреты? А может, он захотел сделать татуировку и бросить учебу? Скорее всего, у него появились новые друзья, влияние которых на него может быть не слишком позитивным.

— Какие перемены в поведении ребенка могут подсказать родителям, что что-то идет не так и ребенок находится под влиянием сомнительной компании?

— Любые контрастные изменения — это повод если не насторожиться, то как минимум быть более внимательным к своему ребенку, продемонстрировать открытость и готовность к обсуждениям. Ребенок не в состоянии скрыть о себе все. Он так или иначе дает понять, что есть проблемы, перемены в жизни. И когда родители настроены на ребенка,  внимательны к нему — они улавливают, когда что-то идет не так. Особенно важно быть чуткими к подросткам.

 

Явные подсказки для родителей

Внезапные изменения в поведении.

Общительный ребенок вдруг становится замкнутым, тихий и спокойный — агрессивным и несдержанным.

Резкие перемены в окружении ребенка, его привязанностях, интересах, стиле одежды.

Если ребенок стал проводить больше времени вне дома, это может говорить о том, что у него появились новые знакомые. Конечно, необязательно, что эта компания «плохая», но родителям важно быть внимательными, проявить интерес.

Серьезным сигналом тревоги является пропажа денег или вещей из дома.

Совсем необязательно, что деньги или вещи взял сам подросток. Может быть, он приглашал домой кого-то и скрыл от вас то, что у него были гости. В любом случае на это необходимо обратить внимание.

Явное изменение успеваемости, прогулы в школе, резкий отказ от посещения любимых кружков, секций.

У ребенка преобладают апатия, подавленность, он часто встревожен, скрытен и нервничает при разговоре с вами, все время проводит в уединении.

— По каким причинам примерный ребенок может заинтересоваться общением с «плохой компанией»?

— Чаще связи с сомнительными компаниями происходят в переходном возрасте, так как в этот период становится значимым мнение сверстников и принадлежность к какой-нибудь группе.

Группа — это полезное пространство для подростка, потому что можно перенять способы поведения у сверстника, который тебе нравится, повысить самооценку.

Здесь дети проходят все этапы: от вступления в группу до лидерства, учатся отстаивать свое мнение, защищать слабого. Все это важно пройти, чтобы научиться гармонично чувствовать себя в обществе, налаживать контакты. К сожалению, группы не всегда бывают социально приемлемыми.

Остро стоит вопрос: «Почему дети из благополучной семьи попадают в компании «трудных» подростков?». Давайте разберемся: кого дети ищут себе в друзья? Все очень просто: подростки выбирают похожую компанию, где дети имеют схожее воспитание, увлечения, интересы.

Компании и группы образуются аналогичным образом.
Чтобы влиться в какую-то группу, надо быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, татуировки. Например, подросток, который стремится стать членом группы малолетних преступников, должен совершить воровство.

Я подвожу к тому, что примерный подросток, который имеет родительскую поддержку и эмоциональный контакт, чувствует заботу и любовь родителей, интересуется общением с компанией, в которой близкие ему по духу ребята. Хорошо, если дети занимаются в кружках, находят свое хобби.

Если наряду с отсутствием качественного общения в семье нет и увлечения, дети заполняют пустоту извне.

Решение ребенка о том, что ему подходит именно эта выбранная компания, где пьют пиво, курят, ругаются матом, — сигнал о том, что есть трещина в семейных отношениях, ценности разрушены, а новые не найдены. Что-то пошло не так, и нужно искать проблему, налаживая доверительные отношения в семье, качественное общение, совместный поиск увлечений, объяснения, как устроен мир, что такое добро и зло.

 

— Правда ли, что тяга к общению с плохой компанией чаще возникает у детей, у которых властные, авторитарные родители? Дети из каких семей чаще попадают в плохую компанию?

 

— Отношения с родителями влияют на то, как подростки выстраивают отношения со сверстниками. Ребята, которые имеют доверительные отношения с родителями, уверены в себе и испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников. Поэтому, когда им приходится принимать какие-то решения, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей.

В «плохую компанию» могут попасть дети из семей как с авторитарным стилем воспитания, так и с попустительским (отсутствие какого-либо контроля, безразличие, вседозволенность). Нередко в таких компаниях оказываются ребята с низкой самооценкой либо патологическим нарциссизмом, родители которых не очень в них заинтересованы.

 

— Насколько подростки подвержены чужому влиянию?

 

— Чем ниже самооценка ребенка, тем более он подвержен чужому влиянию.

Вопрос самооценки очень острый в подростковом возрасте. Это связано и с физиологической, гормональной перестройкой организма, и со смещением фокуса авторитетов (с родителей на сверстников). Родителям подростков важно понимать это — как и то, что их отношения с собственным ребенком влияют на его самооценку.

Так, у строгих, но последовательных родителей, которые заботятся о своих детях и проявляют интерес к ним, ребенок чаще имеет высокую самооценку. Подростки с низкой самооценкой уязвимы, тревожны и, как следствие, более подвержены чужому влиянию. Им трудно постоять за себя, отстоять свои убеждения или точку зрения. Таким детям очень легко внушить любые идеи, ими просто управлять и манипулировать.

 

— Что должны делать в этой ситуации родители? Нужно ли объяснять детям, что такая «дружба» добром не кончится? Нужно ли менять школу, район?

 

— Однозначно необходимо разговаривать с ребенком, налаживать контакт и переформировывать его ценности. Но разговор должен строиться на доверии и не носить авторитарный характер (вроде «чтобы я больше не видел тебя в этой компании!»).

Говорить с детьми нужно через «я-сообщения». Это золотое правило воспитания. Не «как ты мог так поступить?», а «я переживаю, что ты допоздна гуляешь» или «я переживаю, что совершенно не знаю твоих друзей». Искренне поделитесь с ребенком своими чувствами.

Важно быть тактичным, понимающим собеседником, чтобы понять, что движет ребенком, какая у него мотивация. Он хочет быть, как все, или им движет чувство страха? А может, это поиск ярких эмоций, адреналина или просто интерес, например, попробовать алкоголь? Спросите, чего хочет он сам, комфортно ли ему в этой группе, что ему там нравится, хотелось бы ему иметь других друзей.

Помогите ребенку найти здоровую альтернативу посиделкам в «плохой компании»: тренажерный зал, курсы, подростковые тренинги, кружки по интересам. Все это позволит ему попасть в другой круг общения, где ребенок сможет увидеть разницу в ценностях новых и старых приятелей.

Если ребенок попал в плохую компанию, то зачастую это значит, что он не смог найти себе хорошую. Помогите ему в этом.

Когда вам будут понятны причины, по которым ребенок связался с «плохой компанией», тогда вам удастся найти и совместное решение этой проблемы. Если вы не выясните мотивы ребенка, не наладите с ним контакт, а просто переедете в другую школу, другой район — перемены вряд ли произойдут.

 

— Как научить детей говорить сверстникам «нет»?

 

— Подростки зависимы от мнения сверстников, они боятся стать предметом насмешек и издевок, если перестанут, например, общаться с детьми из плохой компании. И чтобы сказать «нет» или «мне это неинтересно», нужна смелость и уверенность, поддержка и опора. 

Приведу пример из своей практики. Подросток 12 лет обратился ко мне с запросом научиться говорить «нет» сверстникам: «Я хочу сказать «нет», и в голове даже звучит это слово, а губы произносят «да»».
Мы разбирали и проигрывали с ним жизненные ситуации. Через несколько встреч родители поделились изменениями, которые происходят с ребенком: он стал более уверенным в себе, а в домашнем общении появилось слово «нет».

В этой истории подросток нашел безопасное пространство (родители), чтобы получить опыт сопротивления, отказа, потренировать умение говорить «нет». Чуть позже он перенесет полученный им опыт в окружающую среду, в отношения с людьми.

Для того чтобы научить ребенка отвечать «нет», необходимо дать ему возможность говорить о том, что ему не нравится, с чем он не согласен, высказываться от первого лица и, что немаловажно, аргументировать свой отказ.

Это поможет ему понимать себя, сделает его более сильным и зрелым, психологически устойчивым к влиянию окружения. Понятно, что не все «не буду» подростка родители должны принимать. Важно сказать, что он услышан и понят, но в семье есть, например, правила, которые необходимо соблюдать.

— Есть ли работающие способы, как оградить ребенка от плохой компании?

— Самый верный и действенный способ оградить ребенка от плохой компании — это близкие доверительные семейные отношения. Также это:

поддержка, которая так нужна подростку с его неустойчивой самооценкой;

правила и ограничения, которые дают ребенку ощущение безопасности и чувство любви;

организация свободного времени подростка согласно его возрасту, увлечениям и интересам.

Серьезная ошибка родителей — слишком раннее снятие всех ограничений, попустительское отношение к ребенку или в противовес этому слишком авторитарный стиль воспитания, когда желания и планы ребенка не имеют никакого значения.

Важно найти золотую середину!

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТЕЙ

Интepecнo, ecть ли y вac кaкoe-либo poдитeльcкoe влияниe нa вaших дeтeй? Вoзмoжнo, y вac чacтo бывaют дни, кoгдa дeти вac coвceм нe cлyшaютcя и вce чтo вы им гoвopитe, пpoлeтaeт мимo их yшeй? У kaждoгo poдитeля бывaют тaкиe дни, и oни мoгyт вac дeйcтвитeльнo paccтpaивaть.

Хoтитe вepьтe, хoтитe нeт, нo в вaших cилaх oкaзывaть нaмнoгo бoльшee влияниe нa cвoих дeтeй, чeм вы дyмaeтe. Пpeждe вceгo, дaвaйтe пpизнaeмcя, чтo мeждy poдитeлями и дeтьми чacтo вoзникaют ccopы, кoтopыe нe пpинocят пoлoжитeльнoгo peзyльтaтa. Вмecтo тoгo, чтoбы cдeлaть шaг впepeд и paзoбpaтьcя в чeм нa caмoм дeлe пpoблeмa, poдитeли пoзвoляют cвoим эмoциям взять вepх. Инoгдa, влияниe poдитeлeй нa вocпитaниe дeтeй мoжeт быть дeйcтвитeльнo нe лeгким дeлoм, нo вaжнo пpaвильнo пoдхoдить к этoму вoпpocy.

Mнoгиe пoдpocтки в cвoeм paннeм вoзpacтe yжe нaчинaют yпoтpeблять aлкoгoль и кypить cигapeты. Этo являeтcя peaльнocтью в нaши дни и oчeнь нeгaтивнo cкaзывaeтcя нa вocпитaнии дeтeй. Влияниe poдитeлeй нa дeтeй в дaннoй cитyaции, дoлжнo быть нeзaмeдлитeльным. Пo cлoвaм пcихoлoгoв, пoдpocтки бoльшe peaгиpyют нa cлoвa cвoих poдитeлeй, чeм нa cлoвa cвepcтникoв или шкoльных yчитeлeй.

Taк чтo жe мы мoжeм cдeлaть в дaннoм cлyчae? Влияниe poдитeлeй нa дeтeй вceгдa нaчинaeтcя c личнoгo пpимepa, тaк чтo нaчнитe пoдaвaть пpимep вaшим дeтям. Ecли вы caми yпoтpeбляeтe aлкoгoль и кypитe cигapeты, тo вaши дeти бyдyт cлeдoвaть вaшeмy пpимepy. Нaчнитe cнaчaлa cвoдить к минимyмy эти вpeдныe пpивычки, a co вpeмeнeм и вoвce oт них избaвьтecь. Taким oбpaзoм, вы пoкaжитe cвoим дeтям кaк им нyжнo к этoмy oтнocитьcя, и к тoмy жe, вaши ceмeйныe oтнoшeния и вaшe oбщeниe cтaнyт знaчитeльнo лyчшe.

Paбoтaйтe нaд caмooцeнкой

Влияниe poдитeлeй нa дeтeй и их caмooцeнкy имeeт дeйcтвитeльнo бoльшoe знaчeниe. Пoзитивнaя caмooцeнкa пoмoжeт вaшeмy peбeнкy cпpaвитьcя c пpoблeмaми и paзoчapoвaниями, бyдтo в yчeбe или в жизни. K тoмy жe, peбeнoк тaкжe бyдeт oбpaщaть внимaниe нa вac и нa вaшy caмooцeнкy. Ecли вы бyдeтe вecти ceбя нe yвepeннo и y вac бyдeт пpoявлятьcя зaнижeннaя caмooцeнкa, тo этo бyдeт нeгaтивнo cкaзывaтьcя нa вaшeм peбeнкe.

Нaчнитe бoльшe paбoтaть нaд coбoй и нaд cвoeй yвepeннocтью. C выcoкo пoднятoй гoлoвoй cпpaвляйтecь c вaшими пpoблeмaми и тpyднocтями. Нe нyжнo ceбя кpитикoвaть или oбвинять в чeм-тo. Вы зaмeтитe, кaк тoлькo вы нaчнeтe пpoявлять бoльшe yвepeннocти, oнa cpaзy жe cкaжeтcя нa вaшeм peбeнкe.

Ecли вы вдpyг oбнapyжитe, чтo y вac пoявилocь дeпpeccивнoe cocтoяниe или бecпoкoйcтвo, c кoтopыm вы нe мoжeтe cпpaвитьcя caми, тoгдa лyчшe oбpaтитecь к вpaчy. Вы мoжeтe имeть дeлo c чeм-тo бoлee cepьeзным, чeм c oбычнoй нeyвepeннocтью. K тoмy жe, быcтpoe peшeниe пpoблeмы вaшeгo пcихичecкoгo здopoвья тaкжe oкaжeт пoлoжитeльнoe влияниe нa здopoвьe вaшeгo peбeнкa.

 

В тoт мoмeнт, кoгдa вы oчeнь зaняты, зaдaйтe ceбe вoпpoc: «Cкoлькo вpeмeни я yдeляю cвoим дeтям и их вocпитaнию?»

 

Дa, мы вce oчeнь зaняты, нo вpeмя пpoвeдeннoe c нaшими дeтьми и нaши мyдpыe cлoвa oкaзывaют бoльшoe влияниe нa нaших дeтeй. Дaжe ecли вaши пoпытки нayчить их чeмy-тo хopoшeмy нe пpивoдят к peзyльтaтy, нe ocтaнaвливaйтecь и пpoдoлжaйтe дaльшe. В cкopoм вpeмeни вы нaчнeтe зaмeчaть измeнeния в пoлoжитeльнyю cтopoнy. Пoтoмy чтo влияниe poдитeлeй нa дeтeй и их пpaвильнoe вocпитaниe, cыгpaeт бoльшyю poль в их бyдyщeй жизни.

Чтo нyжнo зaпoмнить?

Вы дoлжны пocтoяннo чyвcтвoвaть ceбя бoлee yвepeннo в cвoeй cпocoбнocти oкaзывaть пoлoжитeльнoe влияниe нa peбeнкa. Дaжe ecли вaм кaжeтcя, чтo oн нe пpинимaeт вo внимaниe вaши coвeты, вы вce paвнo имeeтe для нeгo знaчeниe.

Вaм нyжнo знaть o нecкoльких oшибкaх, кoтopыe мoгyт пpивecти к пoтepe влияния нa вaшeгo peбeнкa. Пo нaчaлy, кpик мoжeт пoкaзaтьcя вaм хopoшим cпocoбoм, нo эмoции, мoтopыe oни вызывaют y вaшeгo peбeнкa, бyдyт co вpeмeнeм нacтpaивaть eгo пpoтив вac. Быть «хopoшим дpyгoм» для peбeнкa, тaкжe мoжeт пoкaзaтьcя вaм хopoшeй идeeй, нo в дaльнeйшeм, oн нe бyдeт вocпpинимaть в cepьeз вaши coвeты и cлyшaтьcя вac.

Ecли вы хoтитe yкpeпить cвoe тeкyщиe oтнoшeния или вoccтaнoвить cлoжныe, вы мoжeтe нaчaть пpимeнять coвeты yжe ceгoдня.

Нaйдитe cлoвa, чтoбы чeткo излoжить cвoи мыcли и чyвcтвa, пpи этoм нe пoвышaя гoлoc.

 

Koгдa вaшe дитя yвидит в вac cильнoгo и любящeгo poдитeля, нa кoтopoгo мoжнo пoлoжитьcя, oн бyдeт гoтoв к вaшeмy влиянию.

 

Обсуждение закрыто.