Soft Skills

Soft Skills: ключевые компетенции

            Знания по специальности (Hard Skills) – техническая основа профессионализма, но для полноценного статуса эксперта их, как правило, недостаточно. Важны Soft Skills – «мягкие навыки», к которым обычно относят способность к эффективной коммуникации, управлению временем, принятию решений в нестандартных ситуациях.

            Soft Skills являются основой успеха не только в профессиональном плане, но и в личной жизни.

            «Мягкие» или «гибкие» навыки за сет своей надпрофессиональности становятся наиболее актуальны в условиях динамично меняющегося мира. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.

Какие Soft Skills важны в сфере финансов?

            Эксперты в области финансов выделяют следующие «мягкие навыки», которые следует развивать:

Креативность: пока этот навык недоступен искусственному интеллекту, поэтому он будет одним из самых востребованных в роботизированном будущем, и его развитию следует уделить особое внимание уже сейчас;

Ориентация в цифровом пространстве: речь об интересе и знаниях об уже существующих и только появляющихся технологиях, возможностях их применения. Например, важно понимать ценность технических нововведений, интересоваться ими и стремиться к изменениям, которые избавят от рутины и повысят эффективности работы;

Эмоциональный интеллект (EQ): один из самых важных soft skills, которую нужно развивать финансистам. В основе EQ лежат четыре принципа: осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Каждый из них позволяет освоить важные для жизни и бизнеса стратегии. Человек с высоко развитым EQ лучше осознает, какие перед ним стоят цели, реализует собственный потенциал и более эффективно общается с людьми.

Коммуникации: развитие коммуникативных навыков стоят на втором место по важности после освоения современных цифровых технологий. Чтобы добиться желаемых результатов, нужно уметь предугадывает и понимает свои ожидания, уметь взаимодействовать с финансовыми организациями. Более того, налаживание взаимоотношений включает навыки по работе с заинтересованными сторонами – будь то инвесторы, совет директоров или начальник. Коммуникации также предполагают способность «переводить» и доносить информацию с языка финансов для неспециалистов в этой области.

Умение прогнозировать: в современных условиях крайне важно уметь «заглядывать в будущее» и предсказывать эффективность тех или иных финансовых действий. Для успешного ведения своих финансов необходимо уметь предугадывать будущие тренды, оценивать платежеспособность партнеров, используя минимум информации, определять потребность во вложениях и оптимизировать свой инвестиционный портфель.

Среди других необходимых качеств – умение работать в команде, ответственность, дисциплина, критическое мышление.

Как понять, какие Soft Skills нужны лично Вам?

            Определиться нужно не только с набором «гибких» навыков. Еще важно понять, какое соотношение Hard и Soft Skills оптимально в Вашем случае.

            Для определения своих Soft Skills перейдите по ссылке https://www.spo.mosmetod.ru/test/120

Как развить «мягкие навыки»?

            Развитие Soft Skills зависит от Ваших особенностей, а также от навыка, который нужен. В целом нужно учесть: развитие любых Soft Skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми Soft Skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.

            Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень Soft Skills не только поможет Вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему Вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).

 Рекомендуемая литература о формировании Soft Skills

            Книги по развитию личной эффективности

            Д. Канеман. «Думай медленно, решай быстро». Книга объясняет, почему мы часто совершаем нерациональные поступки и принимаем неверные решения, и рассказывает, что с этим делать.

            М. Дорофеев. «Джедайские техники: Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Рассказывает о современных подходах к повышению продуктивности.

            Д. Аллен. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса». Очень известная книга. Помогает верно определять цели и ставить приоритеты, доводить дела до конца и при этом успевать отдыхать.

            Книги по развитию креативности, творческого потенциала

            М. Микалко. «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». В книге собраны техники и упражнения для развития творческих способностей и нестандартного мышления. Хорошее дополнение — вторая книга этого же автора: «Взлом креатива. Как увидеть то, чего не видят другие».

            М. Атавар. «Креативность. Используй нестандартные решения каждый день». Автор — британский художник. В книге описаны 20 практических упражнений для развития креативности.

            Книги про развитие стрессоустойчивости

            Д. Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить». Уже классика, но пригодится и сейчас. Много советов, простой язык, изрядное количество примеров и человеческих историй.

            М. Мэнсон. «Тонкое искусство Пофигизма. Парадоксальный способ быть счастливым». Книга учит различать важное и малозначащее, правильно расставлять приоритеты и не тратить душевные силы на ерунду.

            Книги про коммуникативные навыки

            Д. Карнеги. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Книга вышла ещё в 1936 году, стала крупным событием и около десяти лет была бестселлером (по версии New York Times). Одни оценивают её очень высоко, другие жёстко критикуют. Но много полезного из неё можно почерпнуть и сейчас.

            Н. Региер. «Конфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло». Про конфликты в широком смысле слова — от рабочих до семейных.

            Г. Кеннеди. «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах». Про переговоры и умение договариваться. Много рекомендаций.

 

Обсуждение закрыто.